CreativePeople
Спецпроект агентства «Апрель»

Вовремя приложили подорожник антикризисную модель

Мы CreativePeople вот уже 20 лет делаем крутой дизайн. Специализируемся на дизайне цифровых продуктов и коммуникаций крупных компаний. Понимаем, как эмоции в диджитал становятся впечатлениями, а рациональный результат взаимодействия превращается в потребительский опыт.

2022 год оказался испытанием для рекламной индустрии. Мы не стали исключением, но, благодаря адаптации и нашему двадцатилетнему опыту, мы успешно преодолели стресс и кризис и вошли в новый год без существенных потерь.
Состояние команды
Одной из первых и наиболее критических задач было пережить острый период неопределенности и привести команду в равновесие. Тем более, что часть коллектива сдвинулась с места.

В этом процессе мы столкнулись с различными вызовами –– нам было важно поддержать команду и при этом сохранить качество работы, снизить влияние кризиса на рабочий процесс.

Работники естественно стали менее продуктивными, и мы старались поддержать их в этот период.
Поддержка релоцировавшихся
Во многом нам помогло то, что с 2020-го года мы в принципе работаем удаленно. В пандемию нам пришлось быстро перестроить работу команды, и тот опыт помог нам в этот кризис сохранить работоспособность коллектива еще раз сменившего свое территориальное распределение.

Еще одной значимой проблемой оказалась необходимость помочь и поддержать сотрудников в вопросах юридического оформления и изменения налогового статуса.

Это затронуло не более 15% нашего коллектива — вроде бы не так много, но в любом случае стало новым опытом и дополнительной нагрузкой для бэк-офиса.

IT-инфраструктура
Так вышло, что еще в 2014-м мы уже сталкивались с ограничениями по использованию софта, поэтому все, что касалось изменений в IT, нам было понятно.

Мы сразу приступили к поиску аналогов того, что вот-вот перестанет работать. Заменили ПО, которое можно было заменить, на локальный или собственный софт — почту, CRM, корпоративный мессенджер и т.п. По части инструментов перешли на альтернативные способы оплаты, но и сейчас продолжаем локализацию, где это возможно.
Сохранение клиентов и выручки
Нам повезло, что у нас было относительно немного клиентов, которые прекратили активность на рынке или ушли с него. Большая часть нашего портфеля лишь временно сокращала активность, и вскоре мы продолжили работу. По итогу мы потеряли до 10% плановой выручки, которую смогли компенсировать новыми продажами. Нам помогло, что у нас достаточно прокачанный бренд, сильные экспертизы, надежность, проверенная временем.
Устойчивость и рост
Сокращения штата у нас не было — если сотрудники и уходили, то по своей инициативе, либо по обоюдному согласию и веским причинам. Однако активный найм мы на время заморозили, и брали новых людей точечно под конкретные проекты.

Мы урезали необязательные расходы. Долго держали остатки офиса, и с частью помещений попрощались только в 2023 году. Оставшееся пространство выполняет роль коворкинга и точки консолидации оффлайн-деятельности.

По моим ощущениям, мы прошли этот год не сильно хуже и не сильно лучше, чем в среднем по рынку, хотя для некоторых коллег по цеху ситуация была очень сложной.
Но мы смогли не только сохранить стабильность, но и привлечь новых клиентов и увеличить выручку. А в этом году мы отмечаем свое 20-летие. Кстати, в честь этого события мы запустили юбилейный лендинг.
Опыт и план действий
Пройдя кризисы нулевых и десятых, мы заранее выработали модель поведения для подобных кризисных ситуаций, а наше портфолио, сформированный портфель клиентов и услуг оказались устойчивыми.

У нас есть четкий план действий, который включает в себя меры по поддержке сотрудников, улучшению внутренней координации, сокращению затрат и адаптации к изменяющейся среде, включая мониторинг изменений законодательства и заявлений коллег в медиапространстве.

Для последнего, кстати, мы выделяли отдельного сотрудника, который в течение марта-апреля наблюдал за ситуацией, фиксировал санкционные и прочие изменения и оперативно предоставлял ключевую информацию руководству. Это помогало постоянно держать руку на пульсе и быстро реагировать на новости, касающиеся непосредственно нас и наших клиентов.
Сергей Прокофьев
Директор по стратегическому развитию CreativePeople
Вывод из нашего опыта в 2022 году можно сделать следующий — даже когда кажется, что оказался в сложнейшей ситуации — не обольщайся, будущее всегда готовит что-то ещё более сложное :)

Но со всем можно справиться. Важно не опускать руки, продолжать искать пути решения и адаптироваться к изменениям — это позволит развиваться в любых условиях. Наш опыт подтверждает, что устойчивость и адаптивность помогают не только выжить, но и преуспеть в условиях кризиса.