ENDY
Спецпроект агентства «Апрель»

Кризис как топливо роста

Агентство ENDY помогает бизнесу раскрывать потенциал с помощью инструментов брендинга. Мы создаём образы, которые живут в голове потребителей и позволяют продавать товар или услугу дороже.

В начале 2022 года мы были всеядным агентством: работали с клиентами всех категорий и предлагали, помимо брендинга, услуги SMM-аутсорсинга, создания рекламных кампаний и видеопродакшена.
От недоумения до паники
24 февраля стали поступать тревожные сообщения от клиентов, партнёров и подписчиков в соцсетях. В первые дни не было паники, потому что преобладала другая эмоция — недоумение. Никто не понимал, что происходит сейчас, и каким будет следующий день.

Через неделю недоумение превратилось в устойчивый страх: из-за стресса и невозможности сконцентрироваться на работе из агентства ушло два дизайнера, а большинство клиентов попросили заморозить активные проекты. Март оказался худшим месяцем для нашего бизнеса.

Мы оказались во власти внешних обстоятельств, потому что таких событий в истории современной России ещё не было. Однако любой кризис подразумевает примерно одинаковые проблемы для бизнеса: клиенты уходят, деньги заканчиваются, настроение сотрудников катится вниз. В довесок кризис 2022 года отключил нас от привычных интернет-сервисов для работы и управления компанией.
От паники к прагматичным действиям

Через две недели стало понятно, что нужно адаптироваться к новой реальности. Единственный способ не сойти с ума заключался в эскапизме, когда все делают своё дело во благо себя, семьи и команды.

  • 1
    Начали проводить регулярные собрания и личные встречи, на которых делились переживаниями и выпускали эмоции. Все понимали, что компания держится на плаву, и видели сходные переживания коллег. Получались групповые терапии, после которых становилось спокойнее.
  • 2
    Отказались от непрофильных задач и сфокусировались на том, что умеем делать лучше всего: брендинг и аналитика, разработка фирменного стиля, названий и коммуникационных стратегий.
  • 3
    Перешли на отечественные сервисы для управления бизнесом. Половина инструментов, которые мы использовали в работе, запретили оплату российскими картами или вовсе заблокировали аккаунты пользователей из России. Оказалось, что «Битрикс» — весьма функциональная платформа, способная заменить сразу несколько приложений.
Работа стала спасением
В ноябре 2022 г. основатели агентства Макс и Никита планировали полететь в Дубай, чтобы открыть там юрлицо для международного развития компании. Однако из-за объявления частичной мобилизации пришлось ускориться и перенести запланированные встречи на сентябрь. Осенью часть команды уехала за рубеж, при этом петербургский офис продолжил функционировать.

Как бы то ни звучало, благодаря пандемии коронавируса мы научились работать удалённо. Никого не смущали созвоны в «гугл-мите» и асинхронное ведение задач из-за разных часовых поясов, поэтому массовая релокация никак не отразилась на процессах.
Стало тише, стали больше
Спустя полтора года почти все сотрудники вернулись в Россию и продолжили работать из офиса. Мы поняли, что в трудные времена лучше находиться рядом, общаться и поддерживать друг друга.
  • 1
    Наняли HRD, то есть директора по персоналу. В условиях турбулентности понадобилось пересмотреть взаимодействие с сотрудниками. Раньше мы открывали вакансию и ждали отклики, а теперь развиваем бренд работодателя: охотимся на таланты и взращиваем перспективных ребят, заботимся об индивидуальном развитии и эмоциональном здоровье каждого специалиста.
  • 2
    Запустили пиар-направление, чтобы налаживать коммуникации внутри и снаружи: появились во всевозможных рейтингах, фестивалях и медиа, собрали множество наград и наладили внутренние информационные ресурсы. Спустя год пиар-отдел разросся до команды из четырёх человек, в которой есть пиарщик, редактор, дизайнер и пиар-директор. Благодаря им вы читаете этот материал:)
  • 3
    Разработали антикризисные стратегии развития и увеличили отчисления в стабфонд до 10—15% от чистой прибыли в месяц. Если раньше финансовая подушка могла обеспечить существование компании в течение 2-3 месяцев, сейчас её хватит на полгода или больше.
Макс Фёдоров
Сооснователь брендингового агентства ENDY
За 2022 год агентство ENDY стало масштабным. Сейчас мы работаем преимущественно с компаниями класса «А» и «Б»: крупнейшие банки, FMCG-бренды и торговые сети. Кризис сделал нас сильнее и помог сформулировать миссию компании: драйвить российский рынок брендинга для развития экономики и положительного имиджа страны.